СИСТЕМНО – ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОУЧИНГ как инструмент пост-тренинговой поддержки и гарант высокой результативности обучающей программы
Январь 31, 2013 Автор: Стасова Елена
Заказчик обучения желает получить «готовых – действующих – владеющих навыками» сотрудников. Но обучающая программа может гарантировать как результат – только передачу и отработку технологий, так как для формирования навыка требуется время и множество повторений действия – использования техник, приемов, инструментария. И поэтому выработка устойчивого навыка происходит уже в реальности. Если происходит…
И здесь, к сожалению, основным препятствием является нерешительность участников тренингов сделать тот самый первый шаг – и использовать изученный инструментарий для реальных задач. А так же опасение делать вторую попытку, третью, четвертую, чтобы накапливать опыт, анализировать его, воспринимая неточности в реализации – не как ошибки или неудачи, а как задачи и возможность для преобразования полученных знаний в навыки.
Причин такого поведения «участников» может быть множество. Самые распространенные: «привычное – безопасно», «инерция работы», «сопротивление окружающей среды, коллег».
Эту проблему решают различными посттренинговыми мероприятиями, в том числе и коуч-сопровождением.
Я расскажу вам, как реализуется содействие участнику обучения во внедрении в практику полученных знаний и инструментов, совершения того самого «первого шага» при помощи интеграции в обучающий курс инструментов системно-интегративного коучинга.
26 декабря 2012 завершилась программаразвития управленческих компетенций «Ведущий менеджер» для руководителей среднего и младшего звена «ГАЗПРОМНЕФТЬ бизнес-сервис». Программа состояла из шести обучающих модулей и индивидуального коуч-сопровождения в период между модулями в качестве пост-тренинговой поддержки.
В программе участвовало более 50 человек – сформированных в три группы: Москва и Санкт-Петербург, Омск, Ноябрьск, и это достаточное количество, что бы сделать определенные выводы и заключения относительно методики применения СИ-коучинга в обучении.
Сверх-задача коуч-поддержки– помочь участникам адаптировать-внедрить освоенные инструменты менеджмента в свою реальную деятельность: узнать, попробовать, совершить ошибки, обсудить с ведущими программы, сделать выводы, начать регулярно использовать.
Поэтому для каждого участника было предусмотрена как минимум одна встреча с коучем между сессиями, т.е. в общей сложности – 5 коуч сессий за время обучения.
В реальности полный курс коуч-сопровождения прошла только половина участников. Это связанно как с объективными обстоятельствами, которые можно и нужно учитывать при формировании графика обучения:
- бытовыми (отпуска, болезни и т.п.) не позволившие использовать отведенное время,
- организационными сложностями, в т.ч. расписания прилетов/вылетов в отделенных городах страны.
Так же выявились в некоторых случаях и субъективные обстоятельства, которые необходимо в дальнейшем разбирать отдельно:
- низкой мотивация обучающихся, их незаинтересованность в собственном развитии;
- изменение расстановки приоритетов руководителями и переключение обучающихся на решение оперативных вопросов за счет времени выделенного на коучинг или обучение.
Но благодаря этому мы можем сопоставить эффект от программы развития у тех, кто полностью уделял внимание обучению и прошел полный курс и тех, кто по разным причинам не воспользовался коуч-поддержкой.
Более подробно о ходе коуч-поддержки. Первая встреча с участниками обучения была посвящена личному плану развития. Формулировать данный план начинали на 1-й сессии, основываясь на следующих инструментах: «100 шагов» плюс «круги Падара» («Личное - Социальное – Творческое – 12 жизненных направлений» и «Круг управленческих компетенций» - содержащий основные компетенции, на развитие которых была направлена данная программа обучения). Результаты обсуждения оформлялись в таблице проектов (условие – реализовывать рабочие цели, без ухудшений в личных сферах).
Дальнейшие коуч-сессии предполагали обсуждение – что и как из изученного на прошедших сессиях, используется участником для реализации своих целей, проектов и задач. Сформированный на 1-й встрече план развития, поставленные цели и задачи – были и фоном и мерилом – куда идем, правильно ли движемся. В ряде случаев перечень задач изменялся: во-первых, за счет более быстрой реализации задуманного, а во-вторых – изначально декларированные задачи заменялись на более значимые и важные.
По факту, практически любая встреча начиналась с мини-сессии «по горячему запросу», часть которых, касалась того самого запроса - как справиться с теми самыми опасениями, – сделать «первый шаг», и начать прилагать изученный инструмент к реальной работе. Другие запросы вообще не имели отношения к работе напрямую, а касались личной сферы, но решение данных вопросов снимало напряжение, тревогу и высвобождало внимание для рабочих задач.
Вторая часть встречи, как правило, посвящалась решению конкретного кейса (естественно с использованием изученных ранее инструментов). Завершалась встреча формулировкой набором ближайших шагов и договоренностью – как коуч узнает о результатах. Продолжительность встречи – около часа.
Хочу выделить подгруппу из Санкт-Петербурга, которая в полном составе, включая руководителя филиала, прошла весь курс, в том числе выполняя задания и прорабатывая изученное на коуч-сессиях, четко встраивая полученные знания в реальную деятельность.
Не смотря на разницу в опыте, наличие организационных ресурсов и особенность поставленных задачах, результат – реализация личного плана – к 6-му модулю был у всех!
В остальных группах – ощутимые результаты, близкие к целям, поставленным изначально, – были у тех, кто прошел 3 и более коуч-сессиий. Я это связываю с двумя факторами:
- регулярное посещение – это проявление личной заинтересованности, высокой мотивированности к развитию данных участников, что сказывается и на выполнении запланированных шагов
- коуч-сессия помогает скорректировать план, найти дополнительный ресурс, увидеть варианты поведения там, где казалось бы всё безысходно и т.д. и т.п.
То, что коуч-сопровождение – это реальная поддержка участникам любой обучающей программы, в доказательствах не нуждалось с самого начала. Именно эта форма посттренинга была выбрана с расчетом на её универсальность и высокую эффективность. Но есть несколько тезисов, которые получили подтверждение в результате анализа именно этой программы.
Неформальный подход к теме коуч-встреч, позволение сконцентрироваться обучающемуся (партнеру) на актуальных для него вопросах, решение их в рамках сессии, высвобождает внимание для решения рабочих вопросов легче и быстрее, чем жесткая формальная структура встречи «Обсуждаем – как вы используете изученное на прошедшем семинаре – тренинге».
Зачастую именно обсуждение с коучем шагов для решения той или иной задачи, и включение в эти шаги тех или иных инструментов (изученных на семинарх-тренингах) и является тем самым преодолением разрыва между обучением и практикой.
Для поддержки реализации проекта – надо не менее 3-х встреч с коучем, а желательно 5-7, с интервалом между встречами 3-4 недели.
В ситуации, когда участник обучения является представителем кадрового резерва и «обучается впрок», не имея прямой возможности применять изученное в рабочей практике, коуч-сессии помогают найти варианты косвенного применения – формирования нужного навыка.
Если обучающийся параллельно обучению, осваивает реалии новой деятельности (например, вводиться в руководящую должность), кроме коуч-сопровождения, условием успешности, является дополнительная поддержка наставника – вышестоящего руководителя.
Еще один пример, где системно-интегративный коучинг использовался в рамках посттренинга – это обучение сотрудников отдела продаж компании «ИнтелТелеком»(2 группы, общее кол-во обученных около 30 человек). Но здесь сначала было проведено полугодовое обучение, где однодневные тренинги шли с интервалом в 2-3 недели для каждой группы. А потом уже, для выбранных сотрудников были проведены циклы коуч-сессий. Задача коуч-сессий была отработка определенного набора технологий и навыков работы с клиентом.
Для каждого из участников этого этапа было проведено от 3 до 10 коуч-сессий с интервалом от одной до 3-х недель. Первая коуч-сессия была посвящена личным целям и плану их достижения в рамках рабочего процесса. Остальные сессии делились на 2 типа: 1) разбор конкретного кейса – рабочей задачи; 2) прослушивание записи разговора и анализа – что делается хорошо, а что требует улучшения – выделения и проработка «горячего запроса», результат – шаги, ведущие к улучшению и развитию данного навыка.
В результате данного проекта – участники не просто смогли развить те или навыки эффективного общения с клиентом, а внедрили основные технологии и понятия в повседневную жизнь отдела. Т.е. запустился механизм поддержки использования техник и навыков изнутри команды, когда не только приходящий тренер или стоящий сверху руководитель, но и сидящий рядом коллега, может спросить: «а где твои открытые вопросы?», «А о чем можно было спросить клиента – вместо «режима радио»? и т.д. и т. п.
|