Мы создаем пространство для роста и развития личностей и организаций
Расписание
Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
35 неделя 1
36 неделя 2 3 4 5 6 7 8
37 неделя 9 10 11 12 13 14 15
38 неделя 16 17 18 19 20 21 22
39 неделя 23 24 25 26 27 28 29
40 неделя 30
Меню
Главная
Подбор персонала
Соискателям
Тренинги и семинары
Коучинг
Школа продаж
Психологическое консультирование
Оценка персонала
Тайный Покупатель
Аутсорсинг
Аутстаффинг
СМИ о нас
Фотогалерея
Наши клиенты
Отзывы
Вакансии
Все вакансии
HR-клуб
HR-клуб
Письма

Главная arrow Статьи arrow Манипуляцию надо знать в лицо! Александр Савкин
Манипуляцию надо знать в лицо! Александр Савкин Печать

                Если вами за целый день никто не попытался манипулировать, значит вы не выходили из дома. Эту фразу нужно дополнить – не только не выходили из дома, но и сидели там один. Потому что манипулируют все  – друзья, коллеги, продавцы в магазинах, мужья, жены и дети.   Нередко манипуляция настолько изощренно маскируется под «реальную» действительность, что, оказавшись жертвами манипулятора, мы продолжаем оставаться в смутном неведении относительно произошедшего или с мерзким, липким ощущением, что нас попросту использовали. Еще  хуже бывает, когда  в результате манипуляции приходится расплачиваться за результаты действий, которые, по сути, нашими не являлись. Не ведали, что творили!  Но кого это интересует «после»? И как доказать свою невиновность, если все,  «от начала до конца сделано вот этими руками».

                    Под манипуляцией понимаются действия со стороны того, кто манипулирует – «манипулятора», над тем, кем манипулируют – «марионеткой» с целью получения манипулятором выгод, зачастую односторонних. Как правило,  истинные цели, которые преследует «манипулятор»,  до «марионетки» не доносятся. Корни подобных действий уходят в наше детство, когда, будучи совсем юными, мы неустанно шлифуем мастерство манипуляций:

·        перенимая родительский опыт манипуляции нами

Мама,  обращаясь к маленькому сынишке, говорит: «Ты пойдешь спать прямо сейчас или сначала игрушки уберешь?». Или:  « Иди, иди доченька на дискотеку! Веселись! И совсем не думай, что твоя мама умирает от головной боли»

·        изобретая свои способы достижения желаемого, выявляя и учитывая слабые места родителей, которым в силу ряда причин, проще действовать шаблонно, чем каждый раз ВИДЕТЬ своего ребенка и взаимодействовать с ним, живым, а не с «желанным образом» того, каким он должен быть. 

Маме очень важно быть «любящей мамой». И вот из уст ребенка, сквозь рыдание звучит: « Меня никто не понимает. И даже ты, моя мамочка, меня не любишь!!! Ведь если бы ты меня любила, то ….» 

Как правило, методом проб и ошибок, пытаясь манипулировать, мы нарабатываем положительный опыт. Мы неоднократно добивались желаемого, используя манипуляции. Видели, как успешно это делали и делают другие. И, сознательно или  бессознательно,  начинаем использовать манипуляцию, не подозревая, что она отравляет отношения и совершенно недопустима в случае, если важно выстроить долгосрочные партнерские, дружеские отношения. Любой человек, ставший жертвой манипуляции, рано или поздно понимает это. После чего ни о каком доверии к манипулятору не может быть и речи. А доверие -  базовое понятие, которое лежит в основе любви, дружбы, семьи, команды.

У  каждого человека должен быть выбор: становиться «марионеткой» или сказать «нет!».

Для того, чтобы эффективно противостоять манипуляции, нейтрализовать ее или избегать нужно, как минимум,  знать ее характеристики и признаки.

 Характеристики манипуляции:

 Тайный характер воздействия. Ни один уважающий себя манипулятор не скажет вам, чего он на самом деле от вас хочет! Все что угодно, только не правду! При этом, как правило, манипулятор, в общении с вами  выступает в одной из следующих ролей (или искусно меняет их, переходя от одной к другой):

  • ЖЕРТВЫ (бедный, несчастный, зависимый, жизнью обиженный и т.д.)
  • КАРАТЕЛЯ («меч правосудия», разоблачитель, борец за справедливость, обличителя и т.п.)
  • СПАСАТЕЛЯ (бескорыстный помощник, лучший друг, тот кто ради вас «не пожалеет живота своего»). 

Игра на  ваших потребностях. Если что-то важно вам в жизни настолько, что вы начинаете этим «фонить», вы становитесь уязвимыми для манипуляций.  Это может выглядеть так:

В компании ряд сотрудников остро нуждались в улучшении жилищных условий. Руководство компании пообещало некоторым из них помочь с кредитом. И после этого, ненавязчиво, по отношению к «осчастливленным», началось: « Не трудно ли Вам будет …,  А не могли бы вы…, Мы надеемся, вы не откажете….»

Или так:

Молодой, талантливый менеджер решил сделать карьеру. Быстро и ярко. Он активно включился в работу, отдавая себя делу целиком. Очень скоро  в компании заговорили о нем, как о талантливом и перспективном работнике! Однажды его пригласил на личную беседу один из совладельцев компании. « Мы решили открыть филиал нашей компании в другом городе, - сказал он. – « Нам нужен исполнительный директор. Ты, наверное, понимаешь, что это возможность стремительного карьерного роста. Увеличение зарплаты. Ну и возвращение через год-другой к нам, в головной офис, на позицию, топ-менеджера. С долей участия». У менеджера дыхание перехватило. Вот он,  звездный час! А собеседник продолжает: « Я перебрал всех претендентов на эту должность. Я-то уверен, что ты номер один! Но вот мой напарник немного сомневается. Уж больно ты молод. Можешь ты ему (не мне) доказать, что молодость здесь не помеха? Есть один проект. Посмотри,  насколько он реален. Стоит ли в него ввязываться. В общем, ты знаешь что делать». И менеджер включился в работу, в…  свободное от работы время. Прошло время.  На стол руководству легла пухлая папка. Совладельцы, листая ее, восхищались проделанной работой. Но закончили общение фразой:  «Молодец! Теперь никто из нас не сомневается в том, что ты номер один. Вот только мы подумали, подумали и решили пока повременить с филиалом. Уж,  прости!». 

Опора на автоматизмы. Если у человека есть непоколебимые принципы или привычки, на них манипулятору легко сыграть.

Например, сотрудник всё делает безупречно, просто не может себе позволить  никаких «тяп-ляп». Как результат ему дают самую ответственную работу, при сохранении, разумеется, прежней зарплаты. 

Управление человеком через выделение определенной, присущей ему роли.

Все мы в жизни в то или иное время выполняем те или иные роли: сотрудника, водителя, пассажира, родителя и т.д. Вот этим манипулятор и пользуется. Фразы типа – И не стыдно, а еще: мужчина, женщина, руководитель и т.п. – знакомы всем до боли

Идет женщина по улице. К ней подходит гадалка и говорит:

- Дай погадаю. 

- Нет! Спасибо!

- Дай погадаю!!!

 - Отстаньте!!!

- Отстать то я отстану, да что с ребенком ( мужем, мамой и т.п.) твоим  после этого  может случиться?!!! 

Что делать? Как понять, что вами начали манипулировать? Несмотря на то, что манипуляция является скрытой формой воздействия, у нее существуют признаки, которые выдают ее присутствие в общении.

Внешние признаки манипуляции. 

Чувство необычности ситуации – у Вас.  Во время общения с человеком возникает ощущение, или явно бросается в глаза, что «Все как всегда, но что-то не так!»  

Руководитель здоровался с сотрудником «через раз», кивком головы. И вдруг: «Здравствуйте! Как ваши дела! Присаживайтесь! Вам чай, кофе?» 

Неконгруэнтное поведение партнера: 

Несовпадение паралингвистических и невербальных сигналов. Говоря по-русски – человек говорит одно, а тело показывает совершенно другое. Тело не врет! Не умеет!

Руководитель спрашивает у сотрудника: « Ты был сегодня на переговорах?». «Был!!!»,– отвечает сотрудник, но при этом голова его слегка поворачивается слева направо, говоря «нет!!!». И если ваш сотрудник не болгарин, то велика вероятность, что он говорит вам неправду. 

Резкая смена темпа разговора, привычного стиля, тембра и пр.  Возникает ощущение некоторой наигранности, пафосности. Чуть уловимой фальши. Ощущение плохой игры. 

Повышение психического напряжения -  у вас. Вроде бы собеседник говорит по существу, зачастую правильные вещи. Но вы чувствуете что тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимает сердце… У каждого своя телесная реакция. Но практически все ощущают «отток энергии», дискомфорт. В данном случае голова не осознает манипуляции, но тело на нее реагирует. Как только наступает осознание – телесные симптомы «чудесным» образом исчезают. Опыт подобного общения плодит слухи об «энергетических» вампирах. У меня в практике был курьезный случай, когда на консультацию пришел человек и рассказал, что у них в компании появился такой «энергетический вампир». Не мог бы я  отрубить ему астральный хвост? А если нет, то нет ли у меня знакомых специалистов, которые могут? Через 20 минут «возможное астральное кровопролитие» было  предотвращено. На поверку оказалась чистейшая, профессиональная манипуляция! 

Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения  - у партнера. Настроение меняется ступенькой - как гром среди ясного неба. Человек, только что общался с тобой нормально, вдруг, «ни с того, ни с сего», оскорбления, рыдания, переход на «ультразвук»… Любой нормальный человек почти всегда реагирует на такой тип поведения уступкой. Чего и добивался манипулятор. 

Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти –  у вас. Это  чувство тоже появляется «вдруг», практически на «ровном» месте. 

В отделе  А, работала семейная пара, искренне любящая друг друга. В отделе B работала жуткая интриганка, которой больно было смотреть на счастье других. Она решила их разлучить. Просто так. Ради спортивного интереса. «Почему кому-то должно быть хорошо, когда мне так плохо?» - рассуждала она. Более того, она решила сделать «многоходовку». В отделе С работала дама, назовем ее Катя, которая периодически конфликтовала с интриганкой. План был прост: рассорить семейную пару, стравить жену с Катей, а самой, понаблюдать со стороны за происходящим. Как это было сделано? Интриганка подошла к женщине и сказала: « По моему глубокому убеждению, все мужики козлы! Все!!! Но, наблюдая ваши отношения, я поняла, что не совсем права. Скорее всего, это во мне что-то не так. Есть какая-то червоточинка, которая притягивает подобного сорта мужчин. Я стала думать, что мне в себе надо изменить, чтобы и моя половинка нашлась? И ты знаешь?!!! Я поняла секрет вашего счастья!!! Эта та свобода, которую вы даете друг другу! Я вчера вечером зашла в кафе. А там твой сидит с Катюхой. По ножке ее гладит. А я думаю, какая ты умница. Вот он сейчас с ней наворкуется, сбросит усталость от  обыденной семейной жизни. И у вас снова мир да любовь!»

В груди собеседницы «вдруг» вспыхнула ревность. Но хватило мудрости самой во всем разобраться, сопоставить факты и сделать правильные выводы. 

Преувеличение важности того, что партнер просит сделать. На практике это выглядит так: собеседник просит о некой незначительной услуге, но если вы его не выручите, то катастрофа будет, как минимум, вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п.. 

Как же противостоять манипуляции?

При проявлении одного из признаков манипуляции, важно: 

«Включить» свое сознание. Попытаться понять что, зачем и к чему говорит ваш собеседник. Сопоставить факты.

Не стесняться задавать вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», « Если можно, скажи конкретно, что именно ты от меня хочешь?», « Какую цель ты преследуешь, говоря мне все это?».

И самое важное.  Даже если вы понимаете, что подвергаетесь манипуляции и все-таки  находите в себе смелость задавать «проясняющие вопросы», даже если поняли, почему вами манипулируют, – вы не сможете противостоять манипулятору, если у вас заниженная самооценка, если вы зависите от мнения окружающих, если у вас отсутствует или недостаточно развито уважение к себе. Если человек не умеет ценить, любить и принимать себя таким, какой он есть, со всеми минусами и плюсами, то все знания, приемы, и даже  обретенные на тренингах и в жизни навыки  останутся безусловно интересной, но «бесполезной» информацией. 

Александр Савкин

Директор Института коучинга,

коуч – консультант

 

 
Вернуться
Ближайшие события
Просмотреть все события

Наши партнеры
Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

Наши партнеры

 
 

Контакты:
Тел.: +7 964 676 2515
Тел.: +7 (8112) 728505
Адрес: г.Псков, ул.Набережная реки Великой, д.6, офис 402
E-mail: [email protected]

Мы создаем пространство для роста и развития личностей и организаций

© 2013 Центр развития персонала "Северная корона"
SuperJob: вакансии, резюме, новая работа